"В мир знаний - вместе!"

Проект

«В мир знаний – вместе!»

получил поддержку по итогам

VI конкурсного отбора инновационных социальных проектов Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации
по внедрению и распространению новых методик и технологий,

способствующих сокращению детского и семейного неблагополучия,

оказанию помощи детям и семьям с детьми,

находящимся в трудной жизненной ситуации.

Практический опыт нашей работы показывает, что только комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитационная помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет компенсировать имеющиеся отклонения в здоровье и развитии ребенка наиболее эффективно, а использование игровых методов в занятиях позволяет детям наиболее эффективно усваивать информацию, овладевать новыми знаниями, в том числе в сфере информационных технологий.

Анализ уровня развития детей-инвалидов, обращающихся за помощью в реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями, показывает, что у большинства этих детей снижен уровень познавательного развития, сформирована неадекватная самооценка, недостаточно сформированы коммуникативные умения и навыки.

Таким образом, на базе реабилитационного отделения ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» был создан межрайонный опорно-экспериментальный центр «В мир знаний - вместе»,  деятельность которого направлена на внедрение и апробирование комплексной системы по формированию  у детей-инвалидов 5-7 лет интеллектуальной, мотивационной, волевой, социальной готовности к обучению в школе.

Цель Проекта:

Комплексная подготовка детей-инвалидов 5-7 лет к обучению в школе с использованием компьютерных технологий, индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека», программы развития познавательного интереса у детей через книги «Книга, которая помогает жить».

Задачи Проекта:

 

»      Повышение уровня интеллектуальной, мотивационной, волевой, социальной готовности к обучению в школе у детей-инвалидов 5-7 лет.

»      Увеличение количества оказанных социально-реабилитационных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста, проживающим на территориях реализации проекта.

»      Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей целевой группы через систематическое тематическое консультирование.

»      Повышение уровня квалификации специалистов, работающих с целевой группой.

 

Работа межрайонного опорно-экспериментального центра «В мир знаний – вместе!» включает в себя совокупную скоординированную работу всех специалистов реабилитационных отделений учреждений-участников проекта, а также работу учреждений-соисполнителей проекта, направленную на коррекцию имеющихся нарушений в развитии у детей-инвалидов, создание предпосылок для их успешного обучения и  оздоровления, предоставление необходимой психолого-педагогической поддержки их родителям.

Функционирование данного центра позволит этим детям в будущем успешно овладевать программой школьного обучения и создаст условия для предоставления новых видов услуг семьям с детьми-инвалидами дошкольного возраста.

Период реализации Проекта:

01 апреля 2013 г. – 30 сентября 2014 г.

Целевая группа Проекта:

59 детей-инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья из 57 семей, проживающих в городе Коврове, Ковровском и Камешковском районах Владимирской области.

В рамках реализации проекта была выделена группа из 59 детей-инвалидов 5-7 лет, воспитывающихся в семьях, проживающих на территории 3 муниципальных образований  (г. Ковров, Ковровский район, Камешковский район). При этом 41 ребенку-инвалиду оказывается социально-реабилитационная помощь специалистами ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 18 детям-инвалидам оказывается социально-реабилитационная помощь специалистами ГКУСО ВО «Камешковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». На каждый реабилитационный курс в реабилитационном отделении ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» зачисляется не менее 9 детей, в реабилитационном отделении в ГКУСО ВО «Камешковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» - не менее 6 человек из детей, входящих в целевую группу. В течение реализации проекта каждый ребенок, входящий в целевую группу, проходит не менее 3 месячных курсов реабилитации.

В ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» основные мероприятия проекта реализуют 5 специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог по эрготерапии, социальный педагог по игро-арттерапии, социальный педагог группы кратковременного пребывания), в ГКУСО ВО «Камешковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  - 3 специалиста (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог).

Инновационные технологии, используемые в реализации Проекта:

Использование инновационных социально-реабилитационных технологий (компьютерных технологий, технологии логопедической БОС-коррекции, индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей  программы «Лекотека», программы развития познавательного интереса у детей через книги «Книга, которая помогает жить») в работе опорно-экспериментального центра по  подготовке детей-инвалидов к обучению, повысит уровень активности познавательной деятельности у детей, создаст предпосылки для успешной адаптации детей с инвалидностью к обучению, в том числе и дистанционному.

 

Ожидаемые результаты проекта:

 

»           Будет создана и апробирована комплексная система подготовки детей с инвалидностью к обучению.

»           59 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья будут подготовлены и адаптированы к предстоящему обучению, в том числе к дистанционному.

»           Повысится уровень психолого-педагогической компетентности у родителей целевой группы.

»           Накопленный опыт будет распространен с использованием веерного сетевого принципа среди специалистов социозащитных учреждений Владимирской области.

 

Основные направления подготовки детей с инвалидностью к обучению:

 

Каждый педагог реализует свой цикл занятий, направленный на формирование нескольких видов готовности к обучению (интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, социальной), в зависимости от своей компетенции. В течение реализации проекта каждый ребенок, входящий в целевую группу, пройдет не менее 3 месячных реабилитационных курсов.

·       Педагог-психолог проводит диагностику уровня интеллектуального развития ребенка, в том числе используя методики компьютерной диагностики,  реализует цикл занятий по формированию интеллектуальной готовности «Узнай-ка!», цикл занятий по формированию социальной и мотивационной готовности «Готовлюсь к школе».

·        Логопед корректирует нарушения речевого развития детей-инвалидов через цикл занятий по   формированию  лексико-грамматической стороны речи, цикл занятий по   формированию  фонематического восприятия и навыков звукового анализа, в том числе, применяя технологии логопедической БОС-коррекции.

·       Социальные педагоги по игро-арттерапии  и эрготерапии реализуют циклы: «Я сам!» по формированию навыков самообслуживания у детей  с особенностями  развития, «Ручейки творчества» по формированию готовности к обучению через продуктивные виды деятельности, «Разноцветные фантазии» по изобразительной деятельности с элементами изотерапии, «Играем в школу» по формированию готовности к обучению в школе через игровую деятельность, в том числе, используя  планшетный компьютер.

·       Социальный педагог группы кратковременного пребывания детей в рамках программы  «Лекотека» реализует циклы занятий по   подготовке к школе с использованием персонального компьютера, и дидактических и развивающих настольных игр.

 

Для родителей детей целевой группы предусмотрен ряд мероприятий по повышению психолого-педагогической компетентности в вопросе подготовки детей с особенностями в развитии к обучению, в том числе в межреабилитационный период. Для них создается и функционирует родительский клуб «Готовимся к обучению вместе», в котором  2 раза в месяц проводится тематическое групповое консультирование родителей специалистами, непосредственно участвующими в реализации мероприятий проекта. В то же время каждый родитель может получить индивидуальные консультации у каждого из специалистов по подготовке детей к обучению.

В рамках мероприятий проекта ежеквартально организуются экскурсионно-познавательные поездки по программе «Книга, которая помогает жить» в библиотеки-филиалы МБУК «Ковровская центральная районная библиотека», всего проводится не менее 6 поездок (4 поездки организует ГКУСО ВО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»,

2 поездки -ГКУСО ВО «Камешковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»).

В рамках мероприятий проекта проведено 2 праздника, посвященных Дню Защиты Детей, Дню Знаний.

К участию в проекте привлечены 12 волонтеров-студентов группы «Панацея» ГОУ СПО ВО «Ковровский медицинский колледж». Волонтеры участвуют в совместных занятиях с детьми-инвалидами, а также оказывают помощь родителям при сопровождении детей-инвалидов на занятия или социокультурные мероприятия. Также по просьбе родителей, волонтеры могут оказывать помощь на дому семьям в решении хозяйственно-бытовых проблем.

Освещение хода реализации и результатов проекта осуществляется путем публикации заметок на интернет-сайтах учреждений, публикаций в СМИ.

В результате участия в проекте у детей целевой группы имеют возможность регулярно получать услуги по медицинской реабилитации, что будет положительно сказываться на состоянии их здоровья, повысит эффективность психолого-педагогического воздействия.

Новизна проекта состоит в апробации на базе созданного межрайонного опорно-экспериментального центра системы по подготовке детей с инвалидностью к обучению, в том числе к дистанционному, с использованием развивающих и реабилитационных компьютерных технологий,  индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей  программы «Лекотека», программы развития познавательного интереса у детей через книги «Книга, которая помогает жить».